Введение
«Счастлив тот народ, у которого известны
не все страницы в книге его истории»
Томас КарлеильСовременная историография не пришла к единому мнению в определении этнического происхождения мамелюков Египта. Круг исследований, затрагивающий вопросы нашей темы или имеющий к ней отношение, довольно широк, поскольку Египет не единственная страна на Востоке, где создавались армии из наемников, и пленных рабов, известные на Востоке под именами: мамелюки, гулямы, турушка.
Интересный материал на данную тему содержат труды К. Э. Босворта, Л. Гумилева, Макризи, аз-Захира, Амин аль-Айни, С. А. Плетнева, В. Тизенгаузена, Дж. Олдриджа, Э. Н. Наджипа, Л. А. Семенова, Г. А. Бей-Мамикаяна, В. А. Погосяна, Д. Айлона, Стенли Лейн-Пуля и др.
Однако нельзя не отметить и недостатков в этих работах. К примеру, один и тот же мамелюк в разных источниках может быть представлен турком, грузином, греком, византийцем. Целью данной работы является уточнение генезиса мамелюков на основе лингвистических, антропонимических, исторических и других фактов. Чтобы яснее понять истоки происхождения мамелюков, необходимо совершить краткий экскурс в историю, культуру и быт тюркских народов, поскольку восточные армии средних веков формировались (в основном) из тюрков. Последовательно соединенные, разрозненные факты могут прояснить суть данной проблемы. Точное установление этнической принадлежности мамелюков вопрос очень важный и принципиальный, ибо при этом решаются многие проблемы истории современных народов; что позволяет пролить дополнительный свет на проблему роли и места тюркских народов в истории государств Востока.
В данной работе нет ничего особенно нового, изложенные факты не являются сенсацией для науки. Однако многое зависит от того, под каким углом мы рассматриваем тему. Трудно сказать, когда впервые появились на территории Кавказа тюркоязычные племена. По мнению И. Семенова, «вторжение болгар в Предкавказье прошло незамеченным для римских писателей» (ук. раб. стр. 16). Незамеченной прошла также смена этносов. Куда могли кануть скифы (по мнению официальной науки, иранцы) и их многочисленные собратья? Академик Р. А. Рыбаков, сторонник иранской теории происхождения скифов, вынужден был признать следующее: «Тюркский элемент в скифский период в низовьях Волги не должен нас удивлять» (ук. р. ст. 34). В. А. Кузнецов, талантливый исследователь, в монографии «Очерки истории алан», считает, что центр Алании находился в Карачае, в то же время автор сам недоумевает: «Чьими могут быть Хумаринские руны?». В истории неизвестны случаи использования рунического письма иранцами, славянами и аборигенами Кавказа, однако они легко читаются на тюркских языках. В точных науках несоответствие одного показателя (коэффициента) способно опровергнуть всю теорию. В своё время это отметил французский физиолог Бернар Клод: «Если попадается факт, противоречащий господствующей теории, нужно признать факт и опровергнуть теорию, даже если таковая поддерживается крупными именами и всеми принята». Следовало бы с таких же позиций отнестись к шумеро-тюркским и скифо-тюркским параллелям.
Как бы там ни было, тюркские племена известны на Кавказе с глубокой древности, под разными этническими названиями. Первые феодальные государства в Европейской части России были созданы западными тюрками, и сама Русь входила в их каганаты. Л. Гумилев отмечал: «Удивительно умение тюрок находить общий язык с окружающими народами. Это качество тюрки проявляли независимо от того, приходили они в новую страну как победители или как гости, наемники» («Древние тюрки», стр. 149). При господстве тюрков отмечается рост градостроительства, торговли, ремесел, соблюдение законов в силу крепости страны, и то обстоятельство, что «расовый принцип был чужд культуре древних тюрков» (там же, стр. 163). К сказанному следует добавить: «тюрки были веротерпимы до полной неразборчивости» (Л. Гумилев, «Этносфера история людей», стр. 373)
Вероятно, эти качества, помимо прочего, и позволяли тюркам объединять народы Кавказа в единые государства.
Северный Кавказ по количеству населяющих народов является уникальным регионом планеты. Играя роль своеобразного перешейка между Азией и Европой, он издревле был местом всевозможных контактов разных по этническому составу народов. Этот многонациональный регион создал свою самобытную культуру, во многом отличающуюся от европейской и азиатской. Стоит отметить: при столь пестром населении, национализм на Кавказе отсутствовал. Явление это возникло позднее, как продукт, порожденный цивилизацией. Любой здравомыслящий человек понимает - история любого народа богата и своеобразна. Насколько мы будем правдивы в ее освещении, настолько это обогатит наши познания и увеличит взаимное уважение. В то же время каждый народ обладает индивидуальным наследием, где отмечены все его взлеты и падения.
Карачаевцы, балкарцы, кумыки и ногайцы являются потомками скифо-гунно-болгаро-хазарских и кипчакских племен, которые издревле населяли Кавказ. Их тысячелетнее проживание наложило свой отпечаток на судьбу и историю региона. Возможно, на протяжении стольких лет возникали конфликты, но были и единые государства, неоднократно созданные тюрками - чего нельзя отрицать. Стоит особо отметить, что даже при нашествии войск Чингисхана ни один коренной народ Северного Кавказа никуда не исчез, все остались жить на своих исконных землях.
Тюркские народы Кавказа являются правопреемниками своих предков в лице Скифии, Западно-тюркского каганата, Гуннии, Хазарии, Великой Болгарии, Алании, Кумании и Золотой Орды, имевших государственность. История их тесно связана с существованием этих племенных и политических объединений. На протяжении многих веков Кавказ являлся перевалочным пунктом из Азии в Европу, здесь пролегали пути многих тюркских народов, отсюда начинали свои европейские походы хан Аттила и хан Аспарух. Ранние источники позволяют считать, что история тюркских народов на Кавказе имеет глубокие корни. Это в свое время отметил Л. Гумилев: «Балкарцы и чуваши сложились раньше, чем сами древние тюрки». Следует учитывать что этнические имена тюркских народов не всегда имели устойчивую форму. Однако современные исследования по истории, этнографии, лингвистике, топонимии и фольклору западных тюрков - карачаево-балкарцев, кумыков, ногайцев и крымских татар - показывают, что все эти народы до позднего средневековья представляли собой одну этническую общность.
После распада Золотой Орды по-разному сложились их судьбы, былое территориальное единство было разрушено. В наше время этническая карта западно-тюркских народов больше напоминает дно высохшего моря, границы которого можно определить по их этническим именам. Таким образом, локализовать территорию их расселения не представляет особого труда. Тысячелетиями они жили на обширных пространствах Евразии под разными этническими именами, кочуя в рамках своих владений. Было бы ошибочно связывать историю тюркских народов только с нынешним ареалом их расселения.
На исторической арене роли распределяются непредсказуемо, вчерашние властители, решавшие судьбы народов, уходят на второй план, их места занимают другие. Ясно и другое - просто так народы не возникают и не исчезают, на свете все живое имеет начало. Возможно, кто-то считает ненужным оглядываться назад, но разве может быть будущее без прошлого? Память - одно их тех качеств человека, которое отличает его от животного. Каждый народ достоин знать свое прошлое.
Для древних народов Евразии война, захват добычи и территорий были естественными способами существования, нормой поведения. В качестве сравнения мы приведем характеристику войн, данную английским историком Роузом: «Мы не должны смотреть на войну той эпохи как на нечто подобное тотальной войне современного общества; она была скорее способна проглотить избыток жизненной энергии общества, нежели обескровить его; она в основном занимала только тех, кому нравилось ею заниматься. И она не была столь продолжительной». Любая война-это насилие, но таковы были законы средневекового общества.
Военные походы степняков не раз потрясали государства Азии и Европы, тем не менее, тюркские племена никогда не вели истребительных воин против других народов, довольствуясь изъявлением покорности и получением дани (10% налога), за что охраняли и защищали. Однако саженцы зла, посеянные в далеком прошлом, сохраняют удивительную способность прорастать через столетия. Сказанное, разумеется, относится не только к современной историографии, но и к раннему средневековью. Это отмечает казахский историк Б. Б. Ирмуханов: «Писатели и хронисты народов, побежденных кочевниками, особенно усердствовали в том, чтобы передать на бумаге свой бессильный гнев и неутолимую жажду мести, свое запоздалое презрение к победителям». («Казахстан», стр. 54)
Долгое время считалось, что военные успехи тюрков объяснялись количественным превосходством их армий (полчищ, орд), что является научным мифом. Тюркские племена, известные в Европе под именем гуннов, после одержанных ими побед над готами, сарматами, франками и римлянами в 449-453 гг. образовали государство, получившее в Европе известность под названием «Империя Аттилы», с центром в Паннонии. Во владения гуннов входила почти вся Средняя Европа (до Рейна на западе). На Каталаунских полях против гуннов встала объединенная армия римлян и их бывших врагов - готов, вандалов и франков. Первый император династии Цинь-Ши-хуанди, имел армию, в 20 раз превосходящую войска племенного объединения Хунну, в таком же соотношении были военные силы империи Тан и Тюркского каганата, тем не менее Китай дважды попадал в руки степных народов (Л. Гумилев, 4 стр. 54). Армия халифата в 5 раз превышала войска Хазарского каганата. В завоевании Египта арабами участвовал один корпус из 14 тысяч всадников, разница бросается в глаза. Нет надобности в стольких примерах, а их было множество.
Наукой доказано, что численность кочевых скотоводческих народов всегда меньше, чем земледельческих, это азбучная истина. В истории человечества были тысячи воин и их анализ показывает: основным гарантом победы были - профессионализм, дисциплинированность и боевой опыт воинов, регулярность армии, вооружение и форма военной организации, способность коллективного применения оружия в ходе боя. Очень многое зависело и от экономического состояния народа. Эволюция военного дела у тюркских народов достигла высокого уровня развития, что существенным образом отразилось на военном искусстве народов мира, изменив весь ход событий всемирной истории.
Изобретение тюрками сложносоставного лука, булатной стали, защитного снаряжения (кольчуги, пластинчатые доспехи), стремян, усовершенствование седла во многом определяло их военные успехи. Как писал Чжао Хун, «татары рождаются и вырастают в седле. Сами собой они выучиваются сражаться. С весны до зимы (они) каждый день гоняются и охотятся».
В различные исторические периоды тюрки сталкивались с множеством племен. Контакты эти происходили не только на поле боя, но и на оживленных торговых путях. Следует заметить, что тюрки контролировали северный маршрут «Великого шелкового пути». С образованием мамелюкских государств и захватом тюрками Константинополя южный маршрут также оказался под их контролем. Это не осталось незамеченным: по просьбе правителей многих стран их приглашали для борьбы с внешними и внутренними врагами. Истории известно: тюрки часто не ладили между собой, что приводило к конфликтам. Войны эти отличались особой жестокостью, не покорявшихся, как правило, продавали в рабство. Их история неразрывно связана с историей Китая, Персии, Византии, Индии и Халифата.
Нередки случаи, когда приглашенные легионы, оставаясь в чужих странах, захватывали власть и устанавливали свои порядки. Типичным примером может служить Китайская империя эпохи династии Тан, Персия при Сефевидах, Караханидах и Афшарах, Халифат при династии тюркских мамелюков, Индия-при династии тюркских наемников турушка, Афганистан при мамелюках династии Газневидов. В таких странах, как Грузия, Венгрия, Византия и Русь они составляли личную гвардию монархов. Судьба этих воинских формирований имеет славные и печальные страницы. Они создали ксенократийные государства от Бенгалии до Египта, защитили мусульманский мир от крестовых походов, на концах своих сабель принесли ислам в Индию.
При султане Бийбарсе установились дипломатические отношения с их исторической родиной, где располагалась тогда Золотая Орда. Были налажены связи между мамелюками Делийского султаната Махмуда ибн Туглука и последним султаном Египта Кансухом. Оторванные от основного массива этноса они, в конечном итоге, растворились в среде окружающих народов, оставив в наследство славную память. Эта одна из пропущенных страниц тюркской летописи, имеющих непосредственное отношение к истории карачаевцев, балкарцев, кумыков, ногайцев, крымских татар, казахов и татар Поволжья.